ВРЕМЕНА: история цивилизации день за днем

| ГЛАВНАЯ | ВРЕМЕНА |


Пасха. Воскресение Христово

Пасха (Пасех) - один из самых древних праздников. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее - с уходом евреев из Египта. Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа.

Первый и самый великий праздник в новозаветной Церкви – это праздник Пасхи или Воскресения Христова. День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году: первый воскресный день после первого весеннего полнолуния. Тогда же было решено решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского.

Это событие произошло в третий день после смерти Христовой, не ранее первых после полуночных часов дня субботнего. Оно было предсказано пророками и самим Иисусом. В этот день произошло великое землетрясение, ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Когда благочестивые женщины, среди которых была и Мария Магдалина пришли помолиться у гроба, ангел возвестил им о Воскресении Господа.

Когда Иисус предстал перед ними, то его сначала приняли за садовника, а когда Магдалина узнала его, он велел ей идти к апостолам и сообщить им, что свершились и смерть и Воскресение Христа, остается Вознесение на небо к Богу – величайшее благо для всех. Мария повиновалась и пошла, а по дороге сообщала всем о великой радости Воскресения Христова, ведь с воскресением Сына Божьего, победившего телесную смерть, открылся для каждого смертного путь к вечной жизни духа.

Пасха для христиан есть переход от смерти к вечно блаженной жизни. Слово “пасха” еврейское, значит перехождение с Христом, избавление от смерти. В обыкновенном смысле, под Пасхой подразумевается святая неделя Воскресения Христова, на протяжении которой, Царские ворота в храмах остаются открытыми в знак того, что теперь, Воскресением Христовым открыты для всех врата Царствия небесного.

От Пасхи до Вознесения, в течении сорока дней по земле странствуют Христос и апостолы в нищенском одеянии. Они испытывают людское милосердие, награждают добрых и карают жадных и злых. На Руси с Пасхи начинались всегда веселые гуляния молодежи: качались на качелях, водили хороводы, пели веснянки. На Пасху все христосуются – трижды, по-русски целуются в губы со словами: “Христос воскресЯйцо – главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается новое существо. Окрашенное в красный цвет яйцо называли “крашенка”, расписное – “писанка”, а деревянные яйца – “яйчата”. Красное яйцо знаменует для людей возрождение кровью Христовой. Существует даже примета, что если умыться водой, в которую опускали крашенку (расписное яйцо), то будешь здоровым и красивым. Бодрствование в ночь перед Пасхой предохраняет от болезней, обеспечивает счастливое замужество, богатый урожай, охотничью удачу.

Пасхальная неделя

Светлая седмица

Продолжение Праздника Вокресенья. Радость пасхальной ночи — это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая. Пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем.

Господь пребывал на земле после Воскресения ровно 40 дней. Все это время Богослужения Православной Церкви возвращают нас в ночь Святой Пасхи. Наиболее торжественно, радостно и величественно проходит первая неделя после Пасхи, которая называется Светлой.

На Светлой Седмице «все и всяческая» — Христос, Христос воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании Литургии, совершается Крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Все Богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских Вратах, так что любой может во всех подробностях наблюдать за священнодействиями. Открытые Царские Врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень.


ПАСХАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ

Чтобы как можно яснее и нагляднее выразить великую мысль торжества и блаженного примирения между Небом и землей, ...Святая Церковь ввела в употребление во дни Пасхи несколько священных обрядов и освятила некоторые благочестивые пасхальные обычаи.

Устав повелевает, чтобы во все дни от Пасхи и до Пятидесятницы верующие молились стоя, ибо совершаемые в иное время земные поклоны (особенно часто во дни Великого поста) символизируют недостоинство падшего человека. «Ибо при всяком преклонении колен мы действием показуем то, что грехом ниспали на землю», - замечает св. Василий Великий. Поскольку же сугубое воспоминание о грехопадении несовместимо с торжеством победы над его последствиями, то отменяются и коленопреклонения. «Подражая обычаям наших предшественников, - писал учитель Церкви Тертуллиан (ум. ок. 220 г.), - мы молимся стоя в день Пасхи ...как в торжественный, радостный праздник, когда воздерживаемся от обнаружения всякой печали и скорби».

Согласно другому церковному обычаю, врата в алтаре, как Царские, так и боковые, не должны закрываться в день Пасхи и во всю Светлую неделю, причем, не только при богослужениях, но круглые сутки. Это единственное время, когда верующие могут созерцать все происходящее в алтаре (даже и причащение священнослужителей). Алтарь же, по объяснению византийского литургиста св. Симеона Солунского (1 пол. XV в.), знаменует собой небо. Поэтому отверстые врата алтаря зримо напоминают о том, что Воскресением Господа навсегда отверзлось для нас небо, заключенное некогда падением прародителя Адама. Кроме того, открытые Царские врата повелевают нам открыть двери наших сердец для Господа и для наших ближних, для дел милосердия.

Колокола могут освящать воздух своим радостным звоном в Светлую неделю также день и ночь (это зависит от усердия звонарей). Колокольный звон служит выражением той мысли, «что в Воскресении совершилась Божественная победа над древними врагами человечества - диаволом и смертию». Равным образом, и обилие света в храмах служит символом того, «что со времени Воскресения Спасителя темное царство сатаны пало, и люди стали ходить во свете лица Божия».

АРТОС И КУЛИЧ. К числу особых пасхальных обрядов относится благословение артоса, красных яиц и некоторых других кушаний. Артос - в переводе с греческого языка означает просто «хлеб». У нас же этим литургическим термином обозначается, согласно Уставу, «всецелая просфора с крестом, на ней изображенным», или же с изображением Воскресения Христова. Артос освящается по окончании пасхальной Литургии и полагается на аналое, рядом с образом Воскресения Господня, обыкновенно у Царских врат (иногда - в алтаре), где и пребывает во всю Светлую седмицу. При этом в приходских церквях во время каждодневного Крестного хода, совершаемого в эту неделю, вокруг храма обносится и артос, и занимает затем свое прежнее место.

<…> В Светлую субботу, по окончании Литургии, во всех храмах над артосом читается священником особая молитва, в которой он просит, «чтобы все, вкушающие артос, телесного и душевного благословения и здравия сподобились. Затем артос раздробляется, напоминая те пять хлебов, которыми Господь чудесно напитал в пустыне множество народа». Он вкушается верующими, вместо антидора, натощак.

Историческое происхождение артоса таково: апостолы, привыкши вкушать трапезу вместе с Господом, и по вознесении Его на небо отлагали часть хлеба для Него - и так представляли Его как бы присутствующим среди них. Приготовляя артос, Церковь подражает в этом апостолам. Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос крестною смертию и воскресением сделался для нас истинным Хлебом жизни.

Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими кулич. Этот сладкий хлеб есть не что иное, как «домашний артос». По форме он также схож с просфорой - артосом церковным.

ХРИСТОСОВАНИЕ. КРАСНЫЕ ЯЙЦА. Целование и общепринятые фразы при христосовании являются святым пасхальным наследием, переданным нам, согласно древнецерковной традиции, самими апостолами и их учениками. Встречаясь друг с другом в первые дни по Воскресении Спасителя, они радостно восклицали «Христос воскресеТаким образом, взаимные лобызания, которыми в святые дни Воскресения Христова верующие приветствуют друг друга, являются видимыми знамениями того, что вражда наша разрушена, и мы смертию и Воскресением Спасителя приведены снова в общение с Богом. Обычай же дарить при этом яйцо, и непременно красное, связывают с именем св. Марии Магдалины. Подобно апостолам она прошла многие страны с Евангельской проповедью (потому и получила название равноапостольной). Придя в Рим, Мария, по словам византийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресеСледуя проповеди Марии Магдалины как древние, так и нынешние христиане употребляют для Пасхального подарка красное яйцо, символизирующее одновременно животворящую смерть и Воскресение Спасителя. Каждый знает, что из мертвой скорлупы яйца рождается жизнь, бывшая до этого скрытой, так из гроба (жилища смерти и тления) воссиял Жизнодавец Христос и восстанут в будущем и все умершие - в жизнь вечную

«Жизнь человека в теле - говорит митрополит Московский Филарет (Дроздов), - есть начинающаяся жизнь птенца в яйце, которому по сокрушению скорлупы, открывается высший и обширнейший круг жизни; надобно только, чтобы зародыш птенца был объят, проникнут и возбужден теплотою крови материнской, - т. е. надобно, чтобы зародыш небесной жизни в человеке был объят, проникнут и возбужден Животворящей силой крови ХристовойПоэтому Пасхальное яйцо напоминает нам один из догматов нашей веры и как бы служит видимым знаком Воскресения мертвых, залог которого - Воскресение Христа, Победителя смерти. Красный же цвет, обыкновенно употребляемый при окраске пасхальных яиц, указывает на искупление человеческого рода излиянием крови Богочеловека. Поэтому, даря друг другу в день праздника Воскресения Спасителя красное яйцо, мы выражаем свою радостную уверенность в том, что и сами некогда освободимся от тления, смерти и перейдем в нетленное бессмертие<…> По: Ю. Рубан


Пасхальные приметы

Приметы для стариков. На Пасху старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.

Приметы для девушек. Деревенские девушки в дни Пасхи не брали соли, чтобы руки не потели. Умывались водой с красного яйца, чтобы быть румяной, при этом становились на топор, чтобы стать крепкой.

Девушки верили, что все обычные любовные приметы на Пасху сбываются. Поэтому, если, например, девица ушибала локоть, то уже думала, что ее вспомнил милый. Если во щи падал таракан или муха — наверняка жди свидания. Если губа зачешется — не миновать поцелуев. Если бровь чесаться станет — будешь кланяться с милым.

Во время пасхальной службы девушки тихонько шептали: “Воскресение ХристовоПриметы для воров. Воры имели свои приметы, приуроченные к Пасхе. Они, например, делали все усилия, чтобы во время пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви, и притом украсть так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их. Тогда можно было смело воровать целый год, и никто тебя не поймает.

Приметы для игроков. Игроки, отправляясь в церковь, клали в сапог под пятку монету в твердой надежде, что это принесет им крупный выигрыш. Но чтобы стать непобедимым игроком и обыгрывать всех и каждого, нужно, отправляясь слушать пасхальную заутреню, захватить в церковь карты. Когда священник показывался из алтаря в светлых ризах и в первый раз говорил “Христос воскресе”, пришедший с картами должен был ответить: “Карты здеся”. Когда священник говорил во второй раз “Христос воскресе”, безбожный картежник отвечал: “Хлюст здеся”, и в третий раз — “Тузы здеся”. Это святотатство, по убеждению игроков, может принести несметные выигрыши, но только до тех пор, пока святотатец не покается.

Приметы для охотников. Охотники придерживались одного неписаного правила: никогда не проливать крови в великие дни Светлой седмицы, когда вся тварь земная вместе с людьми радуется Христову воскресению и по-своему славит Бога. Считалось, что нарушители этого христианского правила подчас жестоко наказываются Богом, и бывали случаи, когда охотник, снарядившись на охоту, или нечаянно убивал себя, или не находил дороги домой и без вести пропадал в лесу, где его мучила нечистая сила.

Охотники специально приходили в церковь с ружьями, и как только в первый раз начинали петь “Христос воскресе”, они стреляли в воздух в полной уверенности, что этим выстрелом убьют черта и обеспечат себе удачную охоту в течение года.

Царствие небесное. Существовало убеждение, что всякий, кто умрет в Светлую седмицу, беспрепятственно попадет в рай, какой бы грешник он ни был, потому что доступ в царствие небесное объясняется тем, что в пасхальную неделю врата рая не закрываются и их никто не охраняет.

Укоренилось верование, что в пасхальную ночь можно видеться и даже беседовать со своими умершими родственниками. Для этого нужно было во время крестного хода, когда все богомольцы уйдут из церкви, спрятаться в храме со страстной свечкой так, чтобы никто не заметил. Когда души умерших соберутся в церковь молиться и христосоваться между собой, открывается возможность повидать своих усопших родственников. Но разговаривать в это время с ними нельзя. Для разговоров есть другое место — кладбище.

Наблюдения за природой. На Пасху молодые взбирались на крыши, чтобы встретить солнце (бытовало поверье, что на Пасху “солнце играет”, и многие старались подкараулить это мгновение).

Существовала такая примета: если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток — к пожару, на запад — к несчастью.

Во время пасхальной утрени хозяйки наблюдали: какая скотина в это время лежит смирно — та ко двору. В это же время крестьянки гнали с насеста кур для того, чтобы куры не ленились, а пораньше вставали да больше яиц несли.

На Пасху небо ясное и солнце играет — к хорошему урожаю и красному лету.

На Святой неделе дожди — добрая рожь.

На Святой гром — к урожаю.

Коли дождь или непогода в первый день Пасхи, так и весна дождлива будет.

Если на второй день Пасхи будет ясная погода — лето будет дождливое, если пасмурно — сухое.

обычаи

Изгнание насекомых. Существовал обычай изгнания из избы клопов и тараканов, приуроченный к первому дню Пасхи. Делалось это таким образом: когда хозяин приходил после обедни домой, он не должен был входить прямо в избу, надо было сначала постучаться. Хозяйка, не отворяя дверей, спрашивала: “Кто там?” — “Я, хозяин твой, — отвечал муж, — зовут меня Иван. Ну что, жена, чем разговляться будем?” — “Мы-то разговляться будем мясом, сметаной, молоком, яйцами”. — “А клопы-то чем?” — “А клопы клопами”. Крестьяне уверены, что, подслушав этот диалог, клопы или испугаются и убегут из избы, или набросятся друг на друга и сами себя съедят.

Был еще и другой, более упрощенный способ изгнания клопов и всяких паразитов. Когда хозяева шли от обедни с пасхами, какая-нибудь старуха брала веник и кричала: “Прусаки и тараканы и всякая гадина, выходите вон из избы — святая пасха идет”. Это воскли цание повторялось три раза, при этом старуха усиленно мела вени ком к порогу и трижды махала им за порог. Когда хозяева пересту пали с пасхой порог дома, старуха швыряла веник за порог как | можно дальше.

Хождение "волoчебников”. К Пасхе было приурочено и “хождение волочебников”. Ими были не парни, а преимущественно бабы. Со всего села собирались они толпой и ходили из дома в дом, останавливаясь перед окнами и писклявыми бабьими голосами распевая:

“Не шум шумит, не гром гремит, Христос воскресе, Сын Божий. Шум гремят волочебники. К чьему двору, ко богатому, ко богатому — к Николаеву. Хозяюшка, наш батюшка, раствори окошечко, посмотри немножечко, что у тебя в доме делается”. Пели ради того, чтобы выпросить что-нибудь у хозяина дома: яиц, сала, денег, молока, белого хлеба. И хозяева пытались порадовать, чем могли.

Поздравления. На Пасху было принято поздравлять всех знакомых. Впоследствии, помимо самых необходимых визитов, стали ограничиваться поздравительными пасхальными открытками. 

< вернуться >


|