ВИКТОР БАЙРАК: ЭСХАР. 2000. ЯНВАРЬ
На Зимнем Эсхаре я был впервые и перед фестивалем поинтересовался 
у участников о предыдущей истории этого действа. У завсегдатаев 
впечатления были самые приятные. А так ведь представить себе: 
маленький поселок энергетиков с огромными житейскими проблемами, 
несколько десятков общежитий, Дом Культуры в центре, собранная из 
маленьких елочек "большая  центральная" елка перед этим  зданием, 
мини-базарчик в двух шагах от клуба. В общем ничего такого, что могло 
бы говорить о фестивале авторской песни, кроме нескольких веселых афиш 
на столбах-деревьях. А тем не менее из года в год приезжает народ и поет. 
И, что самое интересное, собирает полный зал слушателей. 

Как и на осеннем  всеукраинском слете здесь, на Эсхаре никому не дают 
званий. Прослушался, прошел на сцену, спел. Грамоты, конечно, прилюдно 
вручили, но из "наград" это и все. В старых традициях. 
Не за тем собираемся.
 
Однако все-таки жюри поработать пришлось. И не столько в "отборе" 
участников (их было и так не больно много), сколько в "педагогическом" 
жанре. Не смотря на раскованную, дружескую атмосферу творческих 
мастерских, дело дошло даже до слез и объяснений о том, что вообще-то 
в жюри дяди добрые и ничего лично к исполнителю не имеют. Жюри - дело 
тонкое.

А концерт получился. Зал был действительно полон и если в прошлом году, 
как мне рассказали, основную массу составляли "тинэйджеры", то нынче 
народ собрался все больше степенный, возрастной. Я посоветовал не делить 
концерт на прослушанных и гостей, а наоборот аккуратно совместить их 
выступления, что было принято и, как оказалось, разумно. 

Вести поручили  Андрею Кучумову. Я думаю по сумме трех обстоятельств: 
во-первых он был самым далеким гостем, во-вторых он прекрасно выступил 
осенью и запомнился своей "картошечкой" и песенной пропагандой нетрезвого 
образа жизни, а в-третьих он категорически отказывался даже от пива, 
что гарантировало хорошую дикцию. И Андрей оправдал, так сказать, 
надежды. Нет, без иронии. Он действительно классный ведущий. Начал 
концерт, закончил его и на протяжении двух часов держал зал в хорошем 
настроении, исправляя некоторые промахи выступавших. Дважды (вторыми 
и предпоследними) выступали "Бедные родственники", хорошо известное 
трио из Курска (Евгений Митрофанов, Михаил Сероусов, Андрей Ягодин), 
в полном составе входившее в жюри вместе с Антоном Ворожейкиным 
(Луганск), Вашим покорным слугой (Одесса) и Евгением Душкиным - 
старейшиной харьковского КСП.  Харьков же в концерте представили 
Григорий Слободянюк, Наталья Афанасьева, Марина Федорова, Павел 
Воронченко, Александр Стариков, Анна Бачинская, Татьяна Касьяненко, 
Изок, Юрий Чайка и Марина Дреганова.

Лирическое отступление.
Я специально поставил Марину в конец списка, так как хочу остановиться 
на ее творчестве отдельно. Прежде всего я однозначно открыл (и все 
члены жюри, исключая уже знавшего ее Душкина, тоже) для себя нового 
настоящего поэта. Причем независимо от причастности к авторской песне. 
Творчество Марины самодостаточно и, на мой взгляд, не нуждается в опоре 
на жанр. Она и поет-то совсем не так как мы. Дело даже не в том, что 
делает она это без музыкального сопровождения, а в том, что гитара ей, 
пожалуй, мешала бы. Не даром все ее прежние попытки петь под чей-нибудь 
аккомпанемент были неудачными. В ее песнях есть что-то такое, что 
неподвластно гитаре. И гармонии какие-то не гитарные, а бог весть для 
какого инструмента, и ритм нестандартный и, главное, слово... 

Оно настолько органично сливается с ее осмысленным звуком, что иглу 
не просунуть. Более того. Стихи смело можно отнести к разряду 
интеллектуальной поэзии: жанра редкого вообще, а в женской поэзии 
крайне. Образы настолько достоверны, что создается полная иллюзия 
присутствия. И нашел я в них только один изъян - некоторую стилистическую 
похожесть на стихи-песни Щербакова. Не подражательство, а именно похожесть. 
Щербаков-то сразу не был ни на кого похож! Но обратите внимание по каким 
высоким критериям идет оценка. Если Вам, уважаемый любитель настоящего 
творчества удастся побывать на выступлении Марины Дрегановой - не упустите 
шанса. Это надо слушать самому, а пересказывать бессмысленно.

Вскоре после концерта родилась спонтанная идея "Чайханы". Дело в том, 
что организаторам фестиваля не удалось "выбить" помещение для поселения 
и все были обречены на ночь в Доме Культуры. Когда ребята обратились 
ко мне за помощью, я даже несколько возмутился. Предупреждать, мол, 
надо. Это же без подготовки, да и микрофоны убрали. Но вот фокус - 
пока я думал да гадал что можно сделать, в зале собрались все участники 
и начали потихоньку петь. Прямо в центре зала, без сцены. Ну это 
сначала потихоньку, а потом ка-а-а-к разошлись. И ничего не надо было 
готовить. Я только один раз в разгар событий взял гитару и спел что-то 
из туристских песен. Тон же задали сначала Антон Ворожейкин, а потом 
Юрий Чайка. После этого Несколько часов его поддерживали кто мог, 
а могли многие. "Нашел себя" обычно не участвующий ни в каких 
сценических действах Алексей Путилин из Одессы, не щадя немалого 
живота своего подпевавшего практически всем. Виртуозно оформляли звук 
"Бедные родственники". Драйв, говоря языком музыкантов-попсовиков, был 
такой, что дело дошло до танцев. Что-то я такого не припомню со времен 
Кишиневских фестивалей начала 80-х. А наутро все ходили удовлетворенно 
покрякивая: "Ну, вчера и Чайхана получилась!" Что-то есть в этом 
поучительное...  

А действительно, может мы уже механически заорганизовываемся и 
перестраховываемся. Все, мол, нам, старикам, ведомо. Лучше, мол, 
не сделаешь. А ведь сделали. Ну и спасибо за науку.

Я  покидаю Зимний Эсхар с чувством благодарности ко всем тем, 
кто делает такие фестивали: к тем, кто готовил и проводил его и к тем, 
кто, приехав, сделал его праздником прямо тут, в маленьком поселке 
энергетиков со своими большими проблемами и большой елкой перед 
городским Домом Культуры.

Виктор Байрак.

ВЕРНУТЬСЯ