Виктор Байрак

Ялта. Январь. 
Справка оргкомитета. 

С 7 по 9 января 2000 года в Ялтинском Центре культуры прошел XIV
фестиваль авторской песни памяти горноспасателя Артура Григоряна,
организованный Управлением делами семьи и молодежи и
Управлением культуры исполкома Ялтинского городского совета, а
также Ялтинским союзом скаутов. 
Артур Григорян был известным исполнителем и автором песен,
трижды чемпионом Украины и дважды призёром СССР по технике
спелеотуризма, руководителем спелеосекции Ялтинского горного
клуба. Он погиб в январе 1987 года в лавине во время спасательных
работ в горах. 
Первый фестиваль его памяти состоялся в марте 1987 года. 
Григоряновские фестивали являются не только значительным
культурным событием в жизни Ялты, Крыма и Украины, но и находят
положительный резонанс во всех уголках бывшего Союза, где ценят и
знают авторскую песню. Фестиваль собирает гостей практически со
всего СНГ, его авторитет ширится год от года, а вместе с ним
возрастает и авторитет культуры Крыма. 

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
По сугубо кармическим причинам я ни разу не бывал прежде на этом
фестивале. Более того. После "Осенней Ялты" я думал, что фестиваль
памяти Григоряна или, как его просто называют, "Зимняя Ялта",
такой же, как и тот: теплый, домашний, но немногочисленный. Даже
кассет своих взял минимальное количество, да и то со вздохом,
дескать не напрасно ли везу. Однако еще на вокзале в Симферополе
начал потихоньку сомневаться. В пятницу утром там уже собралась
группа на сам себе небольшой фестиваль. География: Москва,
Николаев, Ровно, Кишинев, Одесса, Киев, Запорожье и другие.
Совпадение, думаю, карты так легли. Ан нет. На территории
пансионата "Нива" (прекрасное, я вам доложу место; центр города и
полное обособление), удивление, слитое с радостью встреч со старыми
знакомыми, начало нарастать и, что интересно, как бы у всех
приехавших. А когда в пансионате стало определенно не хватать мест
для участников, удивление плавно перешло на оргкомитет. Может у
меня совсем плохо со зрением, но "хвостов" в "Ниве" я практически не
видел. Разве что мужей трио Коротычей в полном составе, то есть
три, да еще пару чьих-нибудь "боевых подруг". Но не те же не другие,
как известно, на количество койко-мест не влияют. А их-то как раз не
хватало. Ладно, думаю, хоть своими ползалы наполним и то приятно. 
К началу концерта открытия я, против обыкновения, пришел минут за
двадцать до начала и тут-то начал протирать глаза всерьез: зал мест
на шестьсот с гаком был на треть заполнен самым настоящим
слушателем. А они все шли и шли. Правды ради скажу, что зритель
был разный: от пожилых учительниц и работяг до молодых
качкообразных джентльменов с бритыми затылками. На какое-то
мгновение показалось что у меня дежа вю. То есть я здесь уже был и
все это видел, но очень давно, в году эдак восьмидесятом. Только
бритые затылки тогда были у взрослых мужчин. А когда концерт
начался практически вовремя, посетило осознание чего-то доселе
неведомого. 
И это притом, что главное лицо фестиваля Игорь Вульфиус делал все
как-то незамысловато, внешне "незграбно" и совсем уж не был похож
на лихого шоумена с голливудскими акульими зубами. Он не держал,
как мне казалось, темпоритм, не самым удачным образом
формулировал фразы, стиль его одежды сохранил все признаки
студенчества семидесятых, но происходило что-то невероятное - все
это работало не против, а на него. 
Открытие фестиваля было действительно праздником и продолжалось
почти четыре часа со все нарастающей динамикой. Состав
участников, понятное дело, был сделан на скорую руку, но не думаю,
что участие профессионального режиссера могло бы его усилить,
потому что непритязательность, слитая с вдохновением
выступающих, не подделывается и не выстраивается в принципе.
Почти все поющие возвращались со сцены со счастливыми лицами. Я
и сам испытал это ощущение, когда, выступая предпоследним,
увидел, что зал не только не устал, но готов слушать и слушать... 
Этим же вечером я узнал, что мне быть председателем жюри. Льстит,
конечно, но, как реалист, понимал, что это место могло быть
отпущено не только мне, что номинация сия весьма условна и что
просто мне доверили не на шутку "попахать" на конкурсе, что и
произошло на следующий день. 
На следующий же день, а это после практически бессонной ночи пения
и общения я пришел на конкурс и увидел все ту же картину:
слушатели уже сидели и ждали начала конкурсной (!) программы. А
это более полусотни конкурсантов совершенно непредсказуемого
уровня. "Ну, ребята, через полчаса вас стошнит", - по-доброму
подумал я и сел за столик. Система была такова. Конкурсант пел
одну песню. Если жюри между первой и второй кивает головой -
продолжаем, а если говорит "спасибо", - приравниваем к "до
свидания". Эта нехитрая конструкция позволила в вежливой форме
вершить нам свое инквизиторское дело. 
И только, значит, мы приготовились "рвать и метать", как первым на
сцену поднялся Константин Вихляев, автор, к творчеству которого
лично я отношусь удивительно трогательно, в прошлом член
одесского клуба, интересная талантливая личность. "Ну, чего ж тебя
черт первым понес? Ты же кандидат на первый авторский приз!" -
расстроился было я. Но зря. Костя настолько мягко и мощно "завел"
зал и показал правильный, что ли, угол зрения, что дальше все пошло
как по маслу. 
Против обыкновения тон на сцене начали задавать не столько авторы,
сколько исполнители. Прежде всего они были очень разными. Юля
Ольховская из Киева пронзила зал своим низким, внутренним
тембром, Алина, Ира и Женя Коротычи гармоничным звучанием
"Французской осени" Паши Гребенюка, Николай Ютушуй
философским "стебом" Вени Дркина, ансамбль "Учан-Су" под
управлением Александра Усенкова сочетанием "кабацкого" напора и
одновременно лирикой Семакова. Очень тепло был встречен
зрителями молодой автор из Мелитополя Алексей Бардин. Я, кстати,
преднамеренно путаю конкурсантов и гостей фестиваля, поскольку
уровень первых зачастую был не хуже. 
Но если говорить о настоящих открытиях, то тут просто не может
быть двух мнений. Воспитанники луганской школы Лилии Третынко
вызвали восторг не только зала, но и "знатоков" жанра. Алевтина
Сацык (16 лет) и Лена Медоренко (15 лет) просто "на уши " нас всех
поставили: и искушенных и неискушенных. Откуда это всё берется?!
Где Лиля их находит?! Ведьма, шаманка, колдунья!!! У нее же целый
клуб таких "самородков". Но вернемся в зал. А тут остается
добавить, что если из участвующих в конкурсе людей, пришедших не
по адресу, были единицы, нетрудно понять, почему он, зал, уже к
середине конкурса был забит восторженными слушателями. В общем,
получил я по носу за свое "стошнит" полное глубокоудовлетворенное
фиаско. 
Самое веселое началось, когда мы, члены жюри, начали распределять
всяческие места и награды. И того и другого было много, но и этого
не хватало. Главным-то было выступление в финальном концерте.
Так что без невинно обиженных не обошлось. И если бы не откровенно
демократические отношения между жюри и участниками и не
состояние всеобщего удавшегося праздника ситуация могла
несколько измениться. А так - все всё приняли и поняли. 
После небольшого перерыва на обед начался большой фестивальный
концерт. При этом участники продолжали подъезжать. Приехала, как
всегда опоздавшая, Лена Свок. Прибыл из Симферополя любимец
крымской публики человек-театр Константин Фролов. Всего не
пересказать. Могу лишь добавить, что когда я последним вышел на
сцену, была половина одиннадцатого вечера. По идее все должны
были быть безнадежно уставшими и ждать окончания, но то, что я
встретил, выразить просто невозможно. Я чувствовал себя не на
сцене, а дома на кухне в компании близких друзей. Как при этом
поется, знает любой, кто был на сцене. 
Потом была еще одна песенно-общенческая ночь, прекрасное
крымское вино, мини-концерт в гостях у третынковских "чертят",
полный смеха и дурачеств. Потом, днем, финальный концерт,
пересказать который нет сил. Концерт, котором радостная процедура
награждения перемешалась со слезоточивой процедурой прощания с
отъезжавшими прямо с площадки. Потом были изменения маршрутов,
решивших поехать, например, в Севастополь к друзьям или просто
задержаться на день в Ялте или в Симферополе. В целом, как и должно
быть, разъезжались усталыми, но счастливыми, восхищенными,
сдружившимися, а то и просто влюбленными. 
После таких фестивалей понимаешь, что не только "как здорово, что
мы собрались", но и что мы есть, живем, поем и, главное, образуем это
короткое по начертанию, но бесконечное по сути МЫ. 

ВЕРНУТЬСЯ