include '../../dateheaduni.html' ?>
На прялках вырезали, рисовали защитные солнечные знаки - посолони, свастики, кресты. Вкладывали в узор веру, что когда сядет девица прясть, то при тусклом свете лучины ее работа будет живее. Что солнышко посветит, пособит той, что радеет о здоровье близких. По причелинам, по наличникам катилось солнце, и sлые ветры, худые снега и морозы, пагубные дожди отступят от избы, убоятся солнечных знаков. Об этом думали и в это верили живущие землей люди.
Над крышей дома высился вытесанный конь. Вернее, туловище коня вырубалось из ствола дерева, а голова - из мощного корня. Конь был верен хозяину, служил службу великую, и образ его - как стража дома, что видит и лес, и поле, и дальние угодья - хранил покой и благополучие в стенах. Из древних месяцесловов докатилась до нас такая поговорка: "Жили в лесу, молились колесу". Этим колесом было солнечное изображение. И внутри дома, и снаружи наши предки-язычники считали важным сохранить образ движущегося солнца. Но зимняя пора, когда после угасания солнце вновь обретало силу и sила нечистая, темная ожесточалась, - заставляла людей противодействовать тьме, тем тяжелым и худым следам, что она оставляла после себя.
24 января был днем морозов-худосеев. В дальний путь в этот день не собирались. В этом морозе - гнесть sилы неведомой. От печи русской, с загнетки и с шестка, от порога, от оконниц sила неведомая отогнана, из деревни выпровожена, - так вот морозы, по земле идущие, она опакостила.