include '../../dateheaduni.html' ?>
Борис, (в крещении Роман), любимый сын великого князя Владимира. По начальной киевской летописи, рожден от болгарки и при втором разделе земель получил в удел Ростов, которым до того владел Ярослав. Раньше, как видно из прибавлений к некоторым спискам летописей, бывших в руках у В.Н. Татищева, Б. был дан Муром. Второй раздел произошел около 994-996. С этого времени до 1015 в летописях о Б. нет никаких упоминаний. В 1015 заболел Владимир, и В. был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и Владимир посылает его с дружиною для отражения их. Б. нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на р. Альте. Здесь он узнал о смерти Владимира и о занятии великокняжеского стола Святополком. Дружина предложила ему идти на Киев и овладеть престолом. Но Б. не хотел нарушать родовых отношений и с негодованием отверг это предложение; дружина Владимира покидает его, и он остается с одними своими отроками.
Между тем Святополк, который, извещая Б. о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, отправил Путшу и вышгородских бояр для убиения брата: симпатии к Б. народа и дружины делали его опасным соперником Святополка. Путша с товарищами в ночь на 24 июля копьями пронзили Б. и его слугу Георгия, родом венгра, пытавшегося защитить господина собственным телом. Еще дышавшего Б. убийцы завернули в шатерное полотно и повезли. Святополк, узнав, что он еще жив, послал двух варягов прикончить его, что те и сделали, пронзив мечом его сердце. Тело Б. тайно было привезено в Вышгород и там погребено в церкви св. Василия.
Б. был известен своей любовью к церковному пению и молитве и пал жертвой уважения к родовым понятиям еще в цветущей юности, около 25 лет. Вскоре пал от рук убийц, подосланных тем же Святополком, и брат Б.- Глеб. Его тело также было погребено Ярославом (уже в 1019) в церкви св. Василия. Память обоих страдальцев осталась для России священной. Летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их гроба, о победах, одержанных их именем и помощью, о паломничестве князей к их гробу и т.д. В. 1071 Церковь включила их в число святых, и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба 2 мая (стар. ст.), день перенесения их мощей в новую церковь, выстроенную кн. Изяславом Ярославичем в Вышгороде. В 1115 мощи вновь торжественно перенесены в построенную во имя Бориса и Глеба каменную церковь в Вышгороде. Впоследствии в честь их возникло много церквей и обителей в разных городах России. История их убиения служит для древних летописцев любимой темой сказаний, из которых наидревнейшие и наиболее полные приписываются Нестору и черноризцу Иакову. «Сказание о св. Борисе и Глебе», по сильвестровскому списку, издано И.И. Срезневским, с предисловием издателя, в 1860. В летописи под 1175 упоминается о мече Б, принадлежавшем в то время Андрею Боголюбскому.
Глеб, во св. крещении Давид, князь муромский, сын Владимира Святого от «болгарыни» (по Якимовской летописи - от греческой царевны Анны, причтенный к лику св. мучеников; род.ок 984 года. В 1015 Святополк, заняв Киев, хотел убийством сыновей Владимира (сам он должен считаться сыном Ярополка) устранить соперников по обладанию княжеством. Убив Бориса, он звал в Киев Глеба, будто бы к опасно заболевшему отцу. Когда Г. остановился возле Смоленска, он получил от брата Ярослава известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убиении им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев. Когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и обнаружили явное намерение убить его.
Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару, родом торчину. В 1019, по занятии Киева Ярославом Владимировичем, заботами этого князя тело Г. было отыскано, привезено в Вышгород и погребено вместе с телом Бориса в церкви св. Василия. В 1072 году в честь святых князей установлено празднество. Борис и Глеб в древней Руси были популярными святыми, чтимыми всем народом; об этом свидетельствует, между прочим, множество древних церквей в разных концах России, поставленных в память этих св. князей, которая празднуется 24 июля. Мощи их утрачены во время Батыева нашествия на Киев в 1240 году.
Экземплярский А.В.
Абрамович, Жития св. мучеников Бориса и Г. им, «Памятники древнерус. литературы», вып. 2, Пг., 1916.
Энциклопедический словарь “Христианство”, том 1-й. - М.,1993 г.