Феодосий

Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Родился в Василеве (в 35 верстах от Киева) и происходил из родовитой семьи. Ни имя Феодосия Печерского (мирское), ни год рождения неизвестны; последнее приблизительно относят к 1036. Юные годы преподобного Феодосия протекали в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители: отец Феодосия был одним из княжеских тиунов у курского посадника.

Достигнув семилетнего возраста, преподобный Феодосий стал учиться грамоте, а потом его определили в училище, где он пробыл до 13 лет. Познакомившись из книг и рассказов с жизнью великих подвижников монашества, Феодосий Печерский принял твердое намерение подражать им. 14 лет Феодосий лишился отца, и это так подействовало на него, что он решился приступить к исполнению своей заветной мечты - отречься от мира. Противодействие аскетическим наклонностям юноши шло со стороны матери: она очень любила своего сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижнической жизни и всеми мерами старалась отклонить его от этого. Преподобный Феодосий решился оставить дом матери и, увлеченный рассказами странников о св. местах Палестины, ушел с ними из дома.

Попытка пройти со странниками в Иерусалим была неудачна: настигнутый матерью, он, избитый и связанный, был возвращен домой; чтобы он опять не бежал, мать надела ему на ноги оковы и сняла их только тогда, когда он дал слово не бегать из дома. Но эти притеснения только усиливали аскетические стремления юноши. Тайно от матери он начал носить вериги, но она заметила это и сорвала с него цепи. Тогда Феодосий бежал в Киев, где был принят Антонием и пострижен им. Тогда же и дано было ему имя Феодосий; это случилось около 1056-57 гг.

Высокие духовные подвиги преподобного Феодосия настолько выдвинули его из ряда других братий, что по удалении игумена Варлаама Антоний назначил его игуменом, несмотря на то, что ему было не более 26 лет. С самого же начала своего игуменства преподобный Феодосий принялся за устроение монастыря.

Число братии с 20 человек возросло до 100, и вследствие этого явилась необходимость введения строго определенного устава. По просьбе Феодосия Печерского ему был прислан из Царьграда список устава Студийского монастыря, который и был положен в основание жизни в Печерской обители.

Устав предписывал полное и строжайшее общинножитие; иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду, все имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах. Преподобный Феодосий к себе был строже, чем к другим; помимо общего подвига он подвергал себя крайне аскетическим испытаниям и упражнениям воли. Еще юношей он стал носить вериги. Бояре и князья были особенно расположены к преподобному. Влияние преподобного на них было очень благотворно.

Время монашества Феодосия Печерского совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Феодосий пользовался уважением великого князя Изяслава, который любил благочестивую беседу с преподобным. Феодосий Печерский не оставался пассивным зрителем отнятия Святославом киевского стола у его старшего брата Изяслава и изгнания последнего: он выступил против насилия с целым рядом обличений, писал также обличительные “эпистолии” к Святославу. Заботясь о внутреннем устройстве своего монастыря, игумен Феодосий много сделал для внешнего его благоустроенния.

Через 11 или 12 лет правления преподобный Феодосий, вследствие умножения братии и скудости прежних монастырских зданий, решил построить новый, более обширный монастырь. Место для него было выбрано близ второй пещеры преп. Антония. На этом месте была заложена великая каменная церковь (1073). 3 мая 1074 г. Феодосий Печерский скончался. Он был погребен в той же пещере, в которой под руководством Антония начал свои подвиги. Открытие мощей преподобного… последовало в 1091г.; память празднуется 3 мая и 14 августа (стар. ст.). В 1089 г. церковь, заложенная преподобным Феодосием, была освящена, и к ней был переведен монастырь; прежний пещерный монастырь сделался теперь усыпальницей для погребения умерших. Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для всех других обителей…

Преподобный Феодосий Печерский оставил пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе - о терпении и любви, третье - о терпении и милостыне, четвертое - о смирении, пятое - о хождении к церкви и о молитве), одно к келарю, четыре т.н. отрывка поучений к инокам и мирянам, два поучения к народу “о казнях Божиих” и “о тропарных чашах”, два послания к великому князю Изяславу – “о вере крестьянской [т.е. христианской] и о латыньской” и “о заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу”, две молитвы (одна – “за вся христианы”, другая - написанная по просьбе варяжского князя Шимона, т.н. разрешительная молитва).

Из поучений к инокам мы узнаем темные стороны тогдашней монастырской жизни, о которых не говорят ни Нестор, ни печерский Патерик, занимавшиеся исключительно прославлением знаменитой лавры. Преподобный Феодосий обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келий, недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские средства содержал странных в бедных. Два поучения Феодосия Печерского обращены ко всему народу: одно – “о казнях Божиих” за грехи - замечательно изображением остатков языческих поверий в народе и господствующих пороков времени, грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства; другое направлено против пьянства. Два послания к великому князю Изяславу отвечают на современные вопросы: вопрос о посте в среду и пятницу решается согласно со Студийским уставом; в послании о вере варяжской или латинской исчисляются отступления от православия и обычаи латинян, запрещается всякое с ними общение в пище, питье и браках.

В историческом отношении поучения преподобного Феодосия Печерского имеют большое значение для характеристики нравов того времени. Подлинность некоторых поучений его подлежит сильному сомнению; так, напр., ряд исследователей считают два поучения – “о казнях Божиих” и “о тропарных чашах” - не принадлежащими преподобному Феодосию.


Житие Ф.П. описано Нестором летописцем (переведено на совр. язык преосв. Филаретом в «Записках Акад. наук», 2 отд., па. 2, вып. 2, 1856). См. проф. Голуб и н с к и й, История Русской церкви, 1901; пр. М а к а р и и, История Русской церкви, 1868; М. Погодин, Св. Игумен Феодосий, «Москвитянин», 1850, кн. 23; акад. С. Шевы-рев, История русской словесности, СПб., 1887, изд. 2, ч. 2; Н.И. Петров, Источники поучения преп. Ф.П. о казнях Божиих, «Труды КДА» за 1887, т. 2 - «Археологические заметки»; Н.К.Н. (Никольский), Памятники древнерусской учительной литературы, 1894, вып. 1; В.А. Чаговец, Преп. Ф.П., его жизнь и сочинения, 1901; еп. выборгский Антоний, Из истории христианской проповеди, 1892; проф. Максимович, Лекции по истории древнерусской словесности, 1839, кн. 1; Ал. Востоков, Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума, N.. ССССVI; Яковлев, Памятники древнерусской письменности 12-13 вв.; митр. Евгений, Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской церкви, СПб., 1827, изд. 2, т. 2; рукописные сборники Киево-Печерсхой лавры, №№ 47 и 48. Энциклопедический словарь “Христианство”, том 3-й.- М: 1993 г.

< вернуться >