ВРЕМЕНА: история цивилизации день за днем

| ГЛАВНАЯ | ВРЕМЕНА |




2 НОЯБРЯ
ст. стиль 20 октября

именины. именинники

Православные: Артем (Артемий), Иларион (Илларион).
Католические: Маргарита.

православный календарь. святцы (месяцеслов). православные святые

Память великомученика Артемия, праведного отрока Артемия Веркольского.
2002: Дмитриевская родительская суббота. У православных день особого поминовения усопших - Дмитриевская родительская суббота.Отмечается в ближайшую ноябрьскую субботу, приходящуюся за неделю до праздника святого Димитрия Солунского (8 ноября).
Русская православная церковь в субботу перед днем памяти святого Дмитрия Солунского вспоминает всех воинов, погибших за веру и отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами святой церкви. Установление поминовения в эту субботу принадлежит благоверному князю Дмитрию Донскому, который, одержав трудную и кровопролитную победу на Поле Куликовом (8.09.1380), по совету и благославлению Сергия Радонежского, установил совершать это поминовение ежегодно в субботу накануне дня памяти своего небесного покровителя - великомученика Дмитрия Солунского, убитого за веру в 306 году.
Дмитриеву субботу называли в народе "поповской работой", так как священникам приходилось служить много панихид на могилах. "Дмитриев день покойнички на Руси ведут, покойнички ведут, живых блюдут". "Поминай живых добром, а покойничков зеленым вином". "Тяжела земля, а как обольешь ее пивцом да винцом - все полегчает". "С веселыми поминками и покойничкам веселее". "В свят-Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит". В этот день всякому православному полагается отправиться в храм и церковным поминанием почтить память своих умерших родных и друзей.

католический календарь. католические святые

День поминовения Всех усопших. Амвросий из Сент-Морица. Маргарита Лотарингская. Товий Себастийский и сподвижники.

гороскоп родившегося в этот день

Зодиакальный гороскоп: Скорпион(24.10-22.11)
Гороскоп Друидов: Орех(21.04-30.04; 24.10-02.11)
Цветочный гороскоп: Фрезия(24.10-2.11)

солнечный и лунный календарь

годлунный деньлуна всолнце всх:захдень недели
Козероге 7.37 : 16.49 Тельце 7.37 : 16.48 Деве/Весах (3.28) 6.50 : 16.33 Водолее/Рыбах (21.53) 6.49 : 16.33

2000: первая четверть 4 ноября
2001: полнолуние 1 ноября
2002: последняя четверть 29 октября
2003: первая четверть 1 ноября
(М) - московское время; (К) - киевское время

народный календарь. народные приметы

Артемий - защитник от грыжи да отеков внутренностей.
День Атаманов, воинских предводителей. Есть поверье, что на защиту рожденного в этот день встает мати зверям - волчица. И близок этот человек по духу лесу, зверям, птицам. Волчий корень - ему покорен. Волчье лыко - его улыбка. Мати зверям - волчица - его заступница.
В Беларуси: Дзяды (День памяти, народный поминальный обряд, ритуальный ужин в память умерших родственников).

в этот день родились

Жан Батист ШАРДЕН (1699-6.12.1779)
французский живописец («Медный бык», «Прачка»).
Дэниел БУН (1734-26.9.1820)
легендарный американский охотник-первопроходец.
Петр Федорович КАЛАЙДОВИЧ (1791-14.08.1839)
поэт и лингвист, создатель одного из первых словарей синонимов русского языка.
Авраам (Абрам) Сергеевич НОРОВ (1795-4.2.1869)
поэт и переводчик, академик Российской АН, сенатор, полковник, действительный тайный советник.
Александр Александрович БЕССТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ (1797-1837)
декабрист, поэт и переводчик.
Жюль Барбе д’ОРЕВИЛЬИ (1803)
французский писатель («Околдованная», «Дьявольские лики»).
Джордж БУЛЬ (1815-8.12.1864)
английский математик, основатель формальной логики («Исследование законов мышления»).
Дмитрий Дмитриевич МИНАЕВ (1835-22.07.1889)
поэт, мастер каламбура, эпиграммы и пародии.
Марк Матвеевич АНТОКОЛЬСКИЙ (Мордух Матусович)(1843-9.7.1907)
скульптор ("Иван Грозный", "Петр I", "Ермак", "Нестор-летописец").
Жорж СОРЕЛЬ (1847-30.08.1922)
французский философ и писатель, теоретик анархосиндикализма.
Морис БЛОНДЕЛЬ (1861)
французский религиозный композитор.
Франсис ЖУРДЕН (1876-31.12.1958)
французский писатель и художественный критик.
Антон Иванович МАНАСТЫРСКИЙ (1878-15.05.1969)
украинский живописец-реалист.
Харлоу ШЕПЛИ (1885-20.10.1972)
американский астроном.
Елена Сергеевна БУЛГАКОВА /урожд. НЮР(Е)НБЕРГ, по первому мужу - НЕЕЛОВА, по второму - ШИЛОВСКАЯ/(1893-18.7.1970)
третья жена писателя М.А.БУЛГАКОВА. Она стала главным прототипом Маргариты, сохранила архив писателя, добилась публикации его произведений в СССР.
Сергей Алексеевич ЛЕБЕДЕВ (1902-3.7.1974)
академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий. Под его руководством в Киеве была создана первая в СССР ЭВМ (МЭСМ, 1948-51). Лучшей разработкой академика стала машина БЭСМ-6. Оригинальность идей, предвосхитивших время, отличала работу Лебедева. Помимо вычислительной техники, ученый внес большой вклад в развитие электротехники, разработал принятую на вооружение систему стабилизации танкового орудия при прицеливании, участвовал в первых работах по созданию "управляемого оружия".
Михаил Михайлович ЯНШИН (1902-17.7.1976)
родился в городе Юхнове под Калугой. С 1924 — актер, а затем — и режиссер МХАТ, в 1937-1941 — художественный руководитель цыганского театра "Ромэн", в 1950-1963 — главный режиссер Московского драматического театра им. К. С. Станиславского. В кино с 1928 года, первая роль — телеграфист — в фильме "Каторга" («Мертвые души», «Большая перемена»).
Даниил Леонидович АНДРЕЕВ (1906-30.3.1959)
поэт, писатель, философ («Русские боги», «Роза мира»).
Лукино ВИСКОНТИ (1906-17.3.1976)
итальянский кинорежиссер, основатель неореализма («Смерть в Венеции», «Леопард», «Рокко и его братья»).
Одисеас ЭЛИТИС (Алепуделис)(1911-1996)
греческий поэт, лауреат Нобелевской премии.
Берт ЛАНКАСТЕР (1913-20.10.1994)
американский киноактер. Его отец работал на почте в Нью-Йорке, в семье было пятеро детей. Свою артистическую деятельность Берт начинал как акробат, но был вынужден оставить цирк из-за полученной травмы. Участвовал во Второй мировой войне. Впервые снялся в фильме "Убийцы" (1946) и сразу же стал звездой.
Энн РУТЕРФОРД (1920)
канадская актриса.
Анатолий Борисович ГРЕБНЕВ (1923)
киносценарист ("Дикая собака динго", "Июльский дождь", "Карл Маркс. Молодые годы", "Прохиндиада", "Петербургские тайны").
Игорь Михайлович ЗАБЕЛИН (1927)
писатель.
Степан Филиппович ГОЛУБ (1927)
украинский живописец.
Жерар БАРРЕ (1931)
французский актер, исполнитель в кино ролей д'Артаньяна и Скарамуша.
Витаутас ПАУКШТЕ (1932)
литовский актер («Рафферти», «Идеальное преступление», «Это сладкое слово – свобода»).
Владимир Родионович КОЛОМИЕЦ (1935)
украинский поэт и переводчик.
Михаил Спартакович ПЛЯЦКОВСКИЙ (1935-26.1.1991)
поэт-песенник ("Морзянка", "Увезу тебя в тундру", "Лада", "Малиновый звон", "От улыбки станет всем светлей", "Не повторяется такое никогда", "Крыша дома твоего").
Альберт Александрович КРАВЦОВ (1938)
поэт.
Кит ЭМЕРСОН (1944)
английский рок-музыкант ("Nice", "Emerson, Lake And Palmer", "The Three").
КЕЙ ДИ ЛЭНГ /Катрин Дон ЛЭНГ, пишется как k.d. lang/(1961)
канадская кантри-певица.
Ирина БОГУШЕВСКАЯ (1965)
поэтесса, певица и композитор, член союза писателей РФ. Автор песен "Рио-Рита", "Шарманка-осень".

праздники и мемориальные даты

День международного признания Петербурга.
День признания Северной и Южной Дакоты (1889).
Бразилия, Эквадор День памяти.
Венесуэла, Мексика, Португалия День памяти /День поминовения усопших/(Dia de Muertos). С давних времен смерть была поводом не только для грусти, но и для радости, для смеха и слез, для размышления и праздника. Представители доиспанских культур относились к смерти с уважением и иронией, что вызывало удивление и интерес у испанских завоевателей. До наших дней сохранился обычай в, основном, в День поминовения усопших, устраивать многочисленные местные праздники. На кладбищах устраиваются алтари, украшаются цветами, предметами народных и сладостями в форме черепов и другими специальными декорациями, отражающими память, юмор, а также чувство уважения к усопшим.
В этот день люди вспоминают своих умерших родственников и знакомых. Ритуал этого дня, отмечаемого 2 ноября, был унаследован от доиспанской эпохи, и со времен завоевания Мексики приобрел христианский характер. За несколько дней до этой даты сооружают в честь умерших алтари: в домах, в церквях и на кладбищах. Алтари украшаются разнообразными бумажными гирляндами, желтыми цветами, которые используются только как подношение умершим, вместе со свечами, лампадами, образами святых или фотографиями усопших и едой. В соответствие с традицией, в это время года души умерших могут навещать своих живых родственников, и поэтому очень важно сделать им подношение в виде любимых блюд усопших. В некоторых регионах кроме этого оставляют также сосуды с водой, т.к. путь, который проделывается душами, чтобы посетить живых родственников, очень «утомителен». Лампадки служат маяками для душ и ведут их к своему алтарю.
Праздник поминовения усопших - это не возможность пообщаться не только с покойными, но также и с живыми родственниками и друзьями; это не индивидуальная церемония, носящая семейный характер, а общественный акт, в котором принимает участие всё население. Индейские предки мексиканцев не видели в смерти чего-то трагического и причиняющего боль, и эта традиция сохранилась до наших дней: сегодня, как и в доиспанские времена, эта церемония проводится в манере праздника, поскольку несет с собой идею возобновления поколений, а значит отражается и на форме его проведения: на украшениях, развешиваемых по всем деревням и городам, а также на разнообразных шутках, связанных с этой темой.
Израиль День Декларации Бальфура.
Карелия "Kegrin paiva" - «пугало-день». Национальный карельский праздник. Kegrin paiva (день Кегр) - один из cвоеобразных обычаев, являющийся пережитком древних социальных отношений и религиозных представлений у карел. Кегр - главное действующее лицо этого дня - замаскированный человек.
В этот день утром рано молодежь рядилась в вывороченные шубы, фуфайки, овчины, в лапти. На головы надевали решета, корзины, подойники, брали ухваты, кочерги, дубины, за плечами - корзины, чтобы туда «прятать» детей, на лица надевали самодельные маски из картона, тряпок, с пришитыми усами, бородой из кудели. Некоторые изображали коней и коров. В таком виде ходили по домам и пугали детей.
Kegri требовал, чтоб ребята слушались родителей, а девочек заставлял прясть, требовал, чтобы они были прилежней и не баловались. Пришедшему «Kegri» девочка должна была показать клубок пряжи. «Kegri» угощали как можно лучше - кашей с салом и блинами.
Время празднования "Kegrin paiva" совпадало с окончанием полевых работ и началом нового хозяйственного года, началом женских работ: обработки шерсти, льна и прядения. Несомненная связь этого праздника с культом мертвых подтверждается поминаньем в этот день умерших родственников толокняной кашей. Утратив свое обрядовое значение, "Kegrin paiva» в измененной форме существовал в виде полузабавы довольно долго.
Эстония День поминовения усопших. 

ВСЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!